image

Новый порядок блокировки налоговых накладных и критерии рискованности – налоговый адвокат

Блокировка налоговых накладных происходит в автоматическом режиме по результатам мониторинга рискованности налогоплательщика и/или рискованности осуществления операций.

Для разблокировки налоговых накладных необходимо обращаться в комиссию при ДПС регионального или центрального уровня.

К региональным комиссиям относиться центральные управления ДПС в областях и городе Киеве. Центральная комиссия рассматривает жалобы только после рассмотрения в первой инстанции

При регистрации налоговой накладной каждая налоговая накладная проверяется на соответствие условиям безусловной регистрации. При соответствии одному из критериев безусловной регистрации, указанных в Постановлении КМУ № 1165, такая налоговая накладная регистрируется без блокировки.

Во всех иных случаях начинается проверка плательщика налога  по критериям рискованности налогоплательщика и/или рискованности осуществления операций. Постановление КМУ № 1165 предусматривает 8 пунктов критериев рискованности налогоплательщика и 6 критериев рискованности осуществления операций.

Критерии рискованности налогоплательщика

  • Регистрации плательщиком НДС была проведен на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов
  • Государственная регистрация была проведена с последующей передачей во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам.
  • Регистрация была проведена лицами, которые не намеривались осуществлять деятельность.
  • Регистрация была проведена без ведома/согласия учредителей/руководителей компании.
  • Компания не имеет открытых счетов в банковских учреждениях.
  • Компания не представила отчетность по НДС за два последних отчетных (налоговых) периоды.
  • Компания не представила финансовую отчетность за последний отчетный период.
  • У контролирующих органов имеется налоговая информация, которая стала известна при осуществлении контролирующим органов задач и функций, определяет рискованность хозяйственной операции и прочее.

Наиболее часто применимым пунктом является восьмой. «Резиновость» формулировки позволяет блокировать налоговые накладные многим плательщикам налогов. Зачастую в квитанции о блокировке налоговой накладной со ссылкой на  восьмой пункт критериев рискованности налогоплательщика контролирующим органом просто дублируется норма из постановления КМУ № 1165, что требует значительных затрат для налогового адвоката при определении истинных причин.

Критерии рискованности осуществления операций

  • Отсутствие товара/услуги, указанного в налоговой накладной, в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость.
  • Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией).
  • Отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуального записи) в реестре плательщиков акцизного налога с реализации топлива.
  • Корректировка поставщиком товаров/услуг к налоговой накладной, при отсутствии такого товара/услуги, указанного в расчете корректировки, поданном для регистрации в реестре, в таблице данных плательщика налога, который поставляется на постоянной основе.
  • Превышение суммы компенсации стоимости товара/услуги, указанного в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств, поданном получателем такого товара/услуги для регистрации в реестре.
  • Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров/услуг на неплательщика НДС, и представления для регистрации в реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в реестре без нарушения предельных сроков регистрации.

Позитивным моментом в постановлении КМУ № 1165 является то, что более четко определен порядок отнесения налогоплательщиков к критериям рисковых и прямо указано, что отнесение плательщика в такой список совершается на основании решения контролирующего органа. Ранее, во время действия постановления КМУ № 117 уже устоялась судебная практика на уровне Верховного Суда и было определено, что отнесение плательщика налогов к критериям рискованности, является одним из мероприятий по сбору, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения возложенных на ответчика функций и задач, а значит не может негативно влиять на плательщика налогов.

На практике такая позиция вызывает сомнения, так как сам факт отнесения плательщиков налогов к спискам рискованным вызывал много трудностей как для самой компании так и для контрагентов. Хочется верить, что новая судебная практика пойдет другим путем и плательщикам налогов и налоговым адвокатам и юристам удастся более эффективно отставить права в налоговых спорах.

Метки: